Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Школьникам о русском языке: энциклопедии, беседы, лингвистические задачи

Школьникам о русском языке: энциклопедии, беседы, лингвистические задачи
В коллаже использованы материалы фотобанка Unsplash

В эту подборку вошли в основном разного рода словари и энциклопедии для средней и старшей школы, изданные в последние 20 лет, и несколько книг для детей младшего школьного возраста, только начинающих задумываться об устройстве языка, на котором они говорят. 

Книги о лингвистике могут помочь в освоении школьной программы, но главная их задача заинтересовать детей русским языком как предметом изучения, показать, какие законы в нем действуют, как меняется лексика и фразеология, что думают о разных сторонах языка ученые-языковеды. 

1. Артур Гиваргизов, Максим Кронгауз. С дедского на детский

Писатель и поэт Артур Гиваргизов и доктор филологических наук Максим Кронгауз написали книгу для школьников младших классов о русском языке. Повествование ведется в форме веселых рассказов, беседы деда по прозвищу «директор русского языка» со своими внуками. Книга научит детей грамотной речи, правильному словоупотреблению, речевому этикету, а главное — любви к родному языку. 

М.: АСТ, 2015.

2. Татьяна Попова. Наш русский язык. Детская энциклопедия

Школьники младших классов узнают больше о знаменитых личностях, которые внесли вклад в развитие русского языка (Дале, Пушкине, Ломоносове и др.), и поймут, чем древнерусский отличается от старославянского. Книга в игровой форме рассказывает не только об истории языка, но и о его фонетике, о литературных стилях и заимствованных словах. 

М.: МИФ, 2023. Есть электронная версия

3. Русский язык с Сергеем Волковым

Веселые истории учителя русского языка и литературы, автора тома про русский язык в энциклопедии «Я познаю мир» Сергея Владимировича Волкова предназначены для учащихся средней школы и рассказывают об удивительном мире слов. Основное внимание автор уделяет трудностям правописания, которые чаще всего встречаются у школьников, причем не только разбирает сложные случаи, но и предлагает потренироваться. Книга отлично дополняет школьные учебники, а упражнения и картинки помогают закрепить пройденный материал.

М.: Аванта, 2023.

4. Русский язык. Школьный энциклопедический словарь

Словарь под редакцией Светланы Друговейко-Должанской и  Дмитрия Чердакова представляет собой и теоретический справочник, и учебное пособие, и руководство по культуре речи. Читатель узнает об истории русского языка, о его функционировании, о нормативном употреблении языковых единиц и терминологической базе языкознания. Подойдет для учащихся старших классов.

СПб.: СПГУ, 2013. Есть электронная версия

5. Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык

Главный редактор серии — Мария Аксенова, редактор тома — Людмила Петрановская. Статьи написаны профессиональными лингвистами, среди авторов — Владимир Алпатов, Наталия Еськова, Анатолий Журавлев, Мария Каленчук, Леонид Крысин, Михаил Панов, Владимир Плунгян и многие другие. Том включает в себя множество интересных сведений о русском языке, которые обычно не попадают в школьные учебники. Тут можно найти практические советы по повышению грамотности, более эффективному изучению иностранных языков и развитию речи, а также языковые игры и лингвистические задачи. Книга будет интересна как детям среднего и старшего возраста, так и взрослым.

М.: Аванта+, 2010. 

6. Энциклопедический словарь юного лингвиста

Этот словарь, изначально составленный Михаилом Пановым, — дополненное и переработанное издание «Энциклопедического словаря юного филолога (языкознание)» 1984 года, здесь дается более полная картина состояния русского и других языков в XX–XXI веках. В словаре можно прочитать о современных лингвистических теориях, стилистике, культуре речи, языке русских писателей и многом другом. Для школьников старших классов.

М.: Флинта, Наука, 2006. 

7. Александр Пиперски, Александр Бердичевский. Три склянки пополудни и другие задачи по лингвистике

Лингвистические задачи из этого сборника не требуют специальных знаний и направлены больше на чувство языка, логику и нестандартное мышление. Для составления заданий авторы задействовали в том числе редкие языки: цоциль, дирбал, ток-писин и др. Это пособие полезно для школьников, участвующих в олимпиадах, и всех, кто интересуется гуманитарным знанием в целом.

М.: Альпина нон-фикшн, 2022. Есть электронная версия.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад

Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас

«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники

Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»

все публикации

Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

В ней утверждается, что язык возник примерно 1,6 млн лет назад


Право на имя

Когда выбор способа называть человека или группу людей становится проблемой


Между эмбрионом и покойником: где расположены роботы на шкале одушевленности

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба


Как пришествие корпусов меняет лингвистику

Почему корпусная лингвистика не прижилась в 1960-х годах и почему переживает расцвет сейчас


Эвфемизмы: от суеверий до политкорректности

«Благозвучные» слова используют не только вместо ругательств



Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ