Проверка слова:  

 

Новости

 

Дни русского языка и культуры в Граце: день первый

12–14 декабря 2018 г. в Университете имени Карла и Франца (г. Грац, Австрия) прошли Дни русского языка и культуры. Организатором мероприятия выступил Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) при поддержке гранта в форме субсидии в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

В мероприятии приняли участие языковеды-русисты из России (Институт лингвистики и Институт филологии и истории РГГУ) и Австрии (Институт славистики Университета им. Карла и Франца), а также специалисты по русской литературе и культуре обеих стран. Со вступительной речью к многочисленным участникам и гостям мероприятия обратился директор Института славистики проф. Хайнц Пфандль.

Первый день мероприятия был посвящен частным вопросам литературоведения. С докладом «Русская рок-поэзия: контексты и тексты» выступил профессор кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории РГГУ Юрий Викторович Доманский. В ходе лекции он познакомил слушателей с творчеством классиков русской рок-культуры (Гребенщиков, Башлачёв, Летов, Цой, Науменко, Кормильцев, Дягилева), рассказал о специфических основах филологического понимания рок-текста как текста совершенно особого порядка – соединяющего в исполнительском сверхтексте субтексты вербальный и музыкальный. В отдельном блоке выступления слушателям было предложено осмыслить участие русского рока в игровом кинематографе от 1980-х годов («Асса», «Взломщик», «Игла») до нашего времени (фильмы Алексея Балабанова, Гарика Сукачёва, Кирилла Серебренникова). Для полноты картины были затронуты и образцы документального рок-кино («Рок», «Сон в красном тереме», «Здорово и вечно»). Особое внимание Юрий Викторович уделил такому специфическому явлению, как саундтрек. Задача этой части выступления – и познакомить слушателей с образцами русского рок-кино и русской рок-музыки, и представить данное явление как поддающееся филологическому осмыслению.

Затем с докладом «Поэтика ошибки» выступил доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания  Анатолий Викторович Корчинский. На примерах из русской поэтической классики, русского литературного авангарда и современной российской поэзии участники мероприятия познакомились с видами поэтических ошибок, с их художественными функциями и их влиянием на понимание текста читателем. Иногда отклонения от нормы кладутся в основание поэтических систем («заумный» язык футуристов или «бессмыслица» обэриутов) и рассматриваются как сущность самого поэтического языка («остранение» русских формалистов). Но чаще в поэзии «ошибочность» превращается в своеобразную норму, не только придавая тексту особую выразительность, но и создавая неожиданные эффекты расширения и приращения смысла. Нередко в поэзии мы сталкиваемся с языковыми и логическими аномалиями – орфографическими, грамматическими, стилистическими, смысловыми. Анатолий Викторович подчеркнул, что ошибки могут быть намеренными и ненамеренными, но, становясь неотъемлемым элементом художественного текста, они оказываются важным фактором его восприятия и интерпретации.

Завершился первый день конференции круглым столом «Новые художественные формы в литературе», целью которого была актуализация проблематики художественной формы в современной поэзии и прозе. Результаты беседы имели важную практическую и теоретическую значимость.

Фоторепортаж о мероприятии см. на нашей странице в социальной сети «Фейсбук».